О психологии воспитания детей

Фото: shutterstock.com

Как воспитать ответственного, дисциплинированного, организованного ребенка, настроенного на достижение результатов во всех сферах жизни, не ломая его психику и сохраняя эмоциональный интеллект, — рассказывает Лидия Гунина, педагог-психолог, эксперт региональных и федеральных программ в области изучения эмоционального интеллекта, автор единственной в России сертифицированной программы по развитию эмоционального интеллекта в международной сети спортивных клубов Gymnasium.

Успешный ребенок — это прежде всего здоровый и активный малыш. Спорт здесь играет ключевую роль: через занятия спортом ребенок физически развивается.

Вторая составляющая «успеха» — его уверенность в себе. Это возможно лишь через доверительные отношения — с родителями и социумом в целом. К слову, только через доверие и правильно выстроенную коммуникацию между родителями и ребенком можно вырастить здорового — физически и ментально — ребенка. В чем главная ошибка взрослых? Внимание ребенка, как правило, направляют на его ошибку, плохое поведение или поступок, однако указывать следует на то, что у него получилось и как он продвинулся — пусть на полшажочка — вперед. В этом случае дети чувствуют себя не неудачниками, а, наоборот, победителями, ведь с каждым разом им удается достигать все большего прогресса в том или ином виде деятельности.

Дело в том, что у детей не развито словесно-логическое мышление, они стремятся лишь к идеалу, установленному взрослыми, и любое отклонение от него становится катастрофой. Таким образом, теряется вера в свои силы, ребенок ее не видит и не понимает. Вместе с тем родителю не стоит свое чадо и захваливать. Слово «молодец», выражающее, на ваш взгляд, похвалу, следует и вовсе убрать из лексикона, потому что оно вообще не про поддержку и развитие уверенности в себе у ребенка! Помните: у детей нет понимания того, в чем конкретно они отличились. Родителю необходимо все обосновывать: в чем и почему он молодец («как аккуратно ты сегодня сложил рюкзак», «как красиво ты написала эту строчку в тетради»). Так мы приучаем ребенка к тому, что можно делать лучше, учим, что он имеет право на ошибки и слабости, и показываем, что если и когда у него что-то получается неидеально, это тоже нормально. Кстати, это составляет важную часть эмоционального интеллекта — принимать и любить себя. Из любой слабости можно сделать силу, главное, чтобы ребенок чувствовал доверие, поддержку родителя и понимал точку роста.

В целом дети развиваются в трех направлениях:

1. Рациональный интеллект (все знания, включая теоретические в спорте).

2. Soft skills («гибкие навыки») — то, что ребенок должен применить для реализации этих знаний. А именно: умение работать в команде, адаптация в новом коллективе или к новым условиям, стрессоустойчивость, креативное и критическое мышление, умение находить выход из конфликтов. Сейчас, кстати, из всех навыков на первом месте стоит именно адаптация. В 2016 году на экономическом форуме в Давосе перечислили основные навыки для формирования человека будущего (в порядке важности): адаптация, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, умение работать в команде и конфликтология. Как показала пандемия, это все действительно важно.

3. Характер. Именно через волевые качества и темперамент, которые составляют характер человека, ребенок может получать знания и развивать в себе навыки: самодисциплину, самоорганизацию, ответственность, уверенность в себе и т. д.

Эти три составляющие, как в трехмерной системе координат, должны находиться в балансе. И развивать нужно все и сразу, потому что только это позволит ребенку быть здоровым, активным и успешным. Почему спорт тут играет решающую роль? Потому что волевые качества лучше всего развиваются именно в спорте, особенно если речь о ребенке, который растет в городе в тепличных условиях. Для развития воли необходим внутренний кризис, преодоление и, как следствие, достижение результата, а далее — рост.

Главное, помнить, что за общее развитие ребенка отвечает не кто-нибудь, а семья, то бишь родители (особенно до семи лет), закладывая основные ценности, передавая традиции, формируя собственный авторитет. После семи лет социум ребенка расширяется, и на место родителей приходит первый учитель или тренер, а далее — сверстники. Они для него становятся значимыми, поэтому он переключается на них. И кстати, ответственность за то, чтобы у ребенка появились такие люди, тоже лежит на родителях. Именно в детстве происходит закладка основных составляющих эмоционального интеллекта человека: я, он, мы.

«Я»: все знаю про себя, про свои слабые и сильные стороны; умею быть гибким; знаю, как буду развиваться внутри; умею любить и принимать себя.

«Он»: я все знаю про другого; понимаю, какой он человек и какие у него сильные и слабые стороны; могу сочувствовать и помогать ему.

«Мы»: могу выстраивать отношения.

Если ребенка с раннего детства начать приучать к этой системе «я — ты — мы», а ребенок по сути своей эгоист, то после семи лет он овладевает всей системой взаимодействий с собой и миром, умеет разрешать конфликты и всегда находит контакт с людьми. Так зарождается эмоциональный интеллект, который с течением жизни лишь развивается и корректируется. К слову, успех напрямую зависит именно от эмоционального интеллекта.

Если говорить об основных принципах воспитания, то для того, чтобы развить полноценную личность, родителю в идеале следует применять несколько типов: авторитарность (власть взрослого), анархию (отпустить ребенка и дать возможность ему ошибаться), демократию, эмоциональное воспитание (давать выбор, обсуждать решения, предлагать и полагаться на чувства).

Ребенку очень важно с раннего детства рассказывать о своих и его чувствах. В этом поможет ведение эмоциональных календарей, например. Нарисовать календарь со смайликами и в конце каждого дня отмечать в нем свои чувства. Важно: участвуют все члены семьи. Главное — отразить в нем всю гамму чувств, тогда ребенок приучается контролировать свои эмоции и обогащать свой словарь. Кстати, первые эмоции, которые испытывает ребенок при рождении (в порядке возникновения), — это страх, злость, радость, брезгливость, печаль и интерес. Это врожденные состояния. Далее они «распаковываются», и мы начинаем испытывать разные гаммы и оттенки состояний. Все как с музыкой: есть семь нот и миллионы мелодий. Календарь позволит обогатить эмоциональный словарь ребенка. Но это станет возможным, только если родители способны передавать свои чувства и эмоции. Это база развития эмоционального интеллекта у детей до пяти лет.

Наряду с выражением эмоций в ребенке следует воспитывать и волевые качества. Важно понять, что это самая тяжелая и сложная задача. Ни один здравомыслящий ребенок не станет преодолевать какие-то трудности, если их можно избежать, — такова природа человека. Задача родителя — мотивировать волевые качества. Для этого нужно научиться договариваться и помнить, что интерес и любознательность — врожденные качества. Поэтому собственным примером, а также посещением концертов, если речь идет о музыке, или турниров/ матчей, если о спорте, необходимо вызывать у ребенка интерес. Если родитель работает в этом направлении опосредованно, аккуратно приобщая его к какой-то деятельности, ребенок незаметно войдет во вкус. Во-первых, он определит круг своих интересов, во-вторых — заинтересуется тем, что хотел бы попробовать. И только тогда можно браться за реализацию его желания, предупредив, что это труд длиной как минимум год. Родителям при этом нужно придумать систему мотивации. Например, ребенок потренировался и получает условные восемь звездочек, а когда их будет 100, можно посулить ему то, что входит в круг его интересов и совершенно точно ему понравится. Движение вперед — необходимая составляющая любой активности.

Волевые качества, конечно, развиваются и в рамках школьной программы, если все это проводится не авторитарно. Но если говорить про успешного ребенка, наряду со школой и кружками по интеллектуальному развитию, в идеале должен присутствовать спорт — не для получения высоких достижений, а для любви к собственному телу, потому что следствием этого будет здоровье.

Какой вид спорта лучше выбрать? Ориентируйтесь на темперамент и запрос ребенка. Холерикам, к примеру, стоит обратить внимание на активные и соревновательные виды спорта (как правило, не командные): борьба, теннис и т. д. Меланхоликам больше понравятся циклические: велоспорт, бег, плавание. Кстати, такие виды спорта, как гимнастика, фигурное катание, хоккей, всегда рассчитаны на спорт великих достижений: этому способствует внутренняя система разрядов, соревнований и пр. Правда, следует помнить, что это очень тяжелая история, но в случае, если ребенку нравится, вполне рабочая. Здесь речь идет не о спорте для здоровья ребенка, а о ребенке в спорте.

Если выбор слишком сложный, выбирайте те направления, которые могут пригодиться в жизни. Например, бразильское джиу-джитсу, которое напоминает шахматы на татами. В нем нет ударов, но есть необходимость думать, обороняться, развиваться физически. Когда ребенок осознает, что он владеет техниками самообороны, он начинает вести себя иначе, становится увереннее в себе. Я всегда за то, чтобы в спорте не было агрессии, но была философия. Кстати, девочкам тоже полезно заниматься бразильским джиу-джитсу, потому что они сразу оказываются в среде мальчиков, которые уважают их профессионализм и пол. Это даст очень хороший старт для будущей успешности деловой девочки.

Безусловно, для полноценного развития ребенка также важны музыка, рисование и прочие виды искусств, но это не отменяет спорта, дающего правильную нагрузку на тело. К сожалению, физкультура в школе не удовлетворяет необходимым требованиям, ее, как правило, недостаточно. Если в советское время дети добирали физические нагрузки играми во дворах, то сейчас эту функцию выполняют секции и детский фитнес. Спортивные секции, детские тренировки в фитнес-клубе должны стать неотъемлемой частью режима жизни ребенка. Равно как и взрослого. Речь, конечно, о фитнесе, не о спорте. Впрочем, некоторым детям нужен именно спорт — и это тоже замечательно, не пропадать же таланту и желанию тренироваться. Я знаю семилетних фигуристок, которые так увлечены спортом, что просто жить не могут без трех тренировок в день! У таких детей стержень и характер, который невозможно и не нужно усиливать, он дан природой.

Итог: в первую очередь спорт гармонично развивает тело. Если ребенок занимается теннисом, то, как правило, у него есть и занятия ОФП для гармонизации тела. Во вторую — такие эмоционально-волевые качества, как ответственность, организованность, дисциплинированность, самоорганизация.

В спорте следует разграничивать два понятия: выигрыш и победа. Выигрыш — это медали, то есть результат. Победа — это этап, во время которого ребенок улучшает свои личные показатели. В этом случае можно не получить медаль, но продвинуться вперед. Это как раз тот ресурс, который накапливает ребенок, чтобы наконец выиграть.

Когда родитель приучает к этому последовательному труду, с уважением относится к победам своего чада, учит его анализировать свои шаги — он находится в сотворчестве с ребенком, помогает и дает необходимую поддержку. Ребенок ведь не умеет анализировать — за него это делают родители. Именно такое сотворчество, а не реализация собственных амбиций через ребенка позволяет расти здоровой личности. Главное — поддержать малыша в его увлечении.

Если же ваш выбор — большой спорт, помните, что он всегда чреват колоссальными энерго- и физическими затратами как со стороны родителей, так и со стороны (в большей степени) ребенка, который проводит на тренировках по несколько часов. Это не про здоровье, а про движение вверх.

Related Articles

Back to top button
Close
analisis early shift pergeseran simbol kiri kanan yang sering menjadi awal freespin premium fenomena micro tumble beruntun ketika 2 3 tumble kecil justru membuka jalan menuju burst besar deteksi pola kompresi reel momen ketika simbol terlihat menumpuk sebelum aktivasi wild riset jam dingin 04 00 06 00 mengapa scatter tunggal lebih sering menjadi trigger lanjutan frame stabil dua level pola visual langka yang hampir selalu mengarah pada pre burst perilaku reel 1 ketika simbol awal terlihat berat dan menandai tumble panjang mapping perubahan simbol low pay korelasi dengan multiplier yang tiba tiba aktif observasi spin 10 15 zona transisi yang konsisten menghasilkan wild bertingkat sinyal visual pre fs efek flash halus pada reel tengah sebelum scatter turun analisis frekuensi wild tipis bagaimana pola munculnya 1 wild acak menjadi fondasi bonus besar arsitektur grid simetris mengapa formasi 4 5 5 5 4 seringkali menjadi pondasi kemenangan runtuhan reaksi katalisator wild analisa kimiawi bagaimana satu simbol emas memicu reaksi berantai ledakan koin ekskavasi simbol kuno menggali makna tersembunyi di balik formasi batu mahjong yang jarang muncul psikologi massa server pengaruh jumlah pemain online terhadap distribusi jatah scatter di jam sibuk prakiraan cuaca digital membaca awan mendung pada putaran awal sebagai tanda hujan bonus akan turun elastisitas modal mengukur ketahanan saldo minim terhadap guncangan volatilitas spin turbo akustik kemenangan studi spektrum gelombang suara saat fitur freespin memberikan sinyal positif botani algoritma teknik menyiram akun yang tandus agar kembali subur memproduksi simbol premium navigasi satelit rtp melacak koordinat server pg soft yang sedang mengalami anomali kebocoran data konstelasi bintang mahjong menghubungkan posisi jatuhnya scatter dengan pola geometris rasi bintang